Диплом усыновление ребенка

Усыновление в Российской Федерации

Диплом усыновление ребенка


СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение              3

Глава 1. История российского законодательства об усыновлении              7

Глава 2. Понятия и общие условия усыновления по действующему законодательству Российской Федерации              16

2.1. Усыновители и усыновляемые              24

2.2. Согласие на усыновление заинтересованных лиц              30

2.3. Правовые последствия усыновления и тайна усыновления              39

Глава 3. Проблемы  усыновления по законодательству Российской Федерации              49

3.1. Отмена усыновления и правовые последствия данного решения              49

3.2. Надзор прокуратуры по делам, связанным с усыновлением                      54

Заключение              65

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. В соответствии с  международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права.

Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права.

Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации.

             20 ноября 1989 г. в мировом сообществе произошло событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г.

вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения.

            Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться

негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности. По

данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа

детей, устроенных в семью, и рост числа так называемых «государственных

детей», тех, кто воспитывается в детских домах и интернатных учреждениях.

Продолжает существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации

продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей,

подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом

принцип приоритета устройства детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. По сведениям компетентных источников наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и

международного усыновления.

        Острота и актуальность этих проблем, стоящих перед российским обществом, требует неотложного разрешения. Принятия грамотных мер по

борьбе с коррупцией в деятельности органов, ответственных за подготовку и

принятие решений по установлению усыновления.

       К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на

государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и

полноценной семье.

      Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, так же Семейным кодексом РФ была введена и принципиально новая  форма – приемная семья.

Однако наиболее актуальным институтом является именно усыновление. Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей стране приоритет отдается воспитанию именно семейному, которое в полной мере может обеспечить институт усыновления.

            Проблемные аспекты института усыновления освящаются многими

российскими юристами. Среди них А.Чучаев, А.Черняк, В.Г. Глухарева, А.З.

Дзугаева, Е.Л. Невзгодина, О.Косова, А.Нечаева, С.Трошина и некоторые

другие правоведы теоретики и практики. Они принимают активное участие в

работе по изучению проблем реализации отдельных положений семейного законодательства на практике, дают рекомендации по повышению эффективности функционирования этого института, использования передового опыта зарубежных стран. В связи с этим было бы справедливо начать рассмотрение данной темы с раскрытия некоторых основных понятий.

Термин «усыновление» употребляется в юридической науке в разных значениях. Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Другие – как юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают

такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению. В данном случае усыновление понимается как юридический факт, который влечет за собой установление новой правовой связи между вышеперечисленными лицами и одновременно

прекращает правовую связь ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному происхождению.

          Таким образом, усыновление – это одновременно и правообразующий и правопрекращающий юридический акт.

В законодательстве и в юридической литературе под усыновлением иногда

понимается само правоотношение, которое возникает между усыновителем

(его родственниками) и усыновленным (его потомством) на основании акта

усыновления.

           Некоторым авторами, в том числе Ю. Беспалову, усыновление представляется как один из способов судебной защиты прав ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту.

Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области усыновления разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы Н.В. Летовой, М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.

          Наконец термин «усыновление» используется для обозначения одного из институтов семейного права, который представляет собой совокупность

правовых норм, предназначенных для регулирования отношений по усыновлению, и определяет порядок установления и прекращения усыновления, права и обязанности участников правоотношения. В настоящей работе усыновление рассматривается в его последней трактовке – как институт семейного права.

           Нормативную базу исследования составили Конвенция ООН о нравах ребенка, Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (проект ГПК РФ); Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве; ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и др. нормативные правовые акты.

Целью дипломной работы является анализ проблем и особенностей развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачей нашего дипломного исследования является обобщение результатов исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследование работы, посвященной данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Предметом исследования данной темы является институт усыновления.

Объект исследования – правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты.

Методологической основой исследования стали общенаучные методы, а также частнонаучные методы исторического и сравнительного правоведения, комплексного исследования, системного анализа и конкретных социологических исследований.

Степень разработанности темы. В специальной литературе вопросы реализации прав ребенка при усыновлении изучены неполно. Монографических и диссертационных исследований на основе анализа нового семейного законодательства по данной проблеме не проводилось. Отдельные статьи не решали проблему.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлена комплексная обработка нормативно-правовых актов и авторских исследований, а также выявление особенностей и проблем усыновления по ныне действующему российскому законодательству. Структура дипломной работы предполагает последовательный переход от истории законодательства об усыновлении к понятиям и общим условиям, специфике усыновления, а также судебной практики по делам об усыновлении.

Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с усыновлением. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного законодатель­ства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этого правового института.

Глава 1. История российского законодательства об усыновлении

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья».

Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь.

Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время.[1] В их числе:

обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка;

женитьба на вдове брата;

фактический прием усыновляемого в дом;

особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи.

Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливей становится другая цель усыновления – иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов.

Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.

Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и по-прежнему отличались большим разнообразием.

Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей.

Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.

В период реформ Петра I усыновлению как таковому специально внимания не уделялось.

То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было.

Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале XIX в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления.

Все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического.

Но существовало оно не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.

Источник: https://www.referat911.ru/Grajdanskoe-pravo/usynovlenie-v-rossijskoj-federacii/28947-1255192-place1.html

Дипломная работа на тему «основоположения усыновления ребенка»

Диплом усыновление ребенка

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «ОСНОВОВПОЛОЖЕНИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА»

Введение
Глава 1. Порядок устройства ребенка в семью
1.1 Основные положения об усыновлении (удочерении)
1.2 Значение, порядок и условия усыновления. Порядок усыновления в г. Москве
1.3 Сущность и этапы сопровождения приемной семьи
Глава 2.

Основные технологии социального сопровождения, поддержки семьи, усыновившей (удочерившей) ребенка
2.1 Нормативно-правовая база усыновления (удочерения) в России. Виды государственной поддержки семей, усыновивших (удочерившей) ребенка
2.2 Контроль и сопровождение семей после усыновления органами опеки и попечительства
2.

3 Исследование социальных проблем семьи усыновивших (удочеривших) ребенка
Заключение
Список использованных источников

Введение

Одной из социальных проблем, решение которой в настоящее время предпринимается на государственном уровне, является проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно п.1 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление (удочерение) является приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагающей принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Усыновление имеет преимущества перед другими формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В отличие от временных форм семейного устройства детей усыновление является постоянной формой, при которой между ребенком и усыновителями закрепляются родственные связи.

Именно при усыновлении ребенка наиболее полноценно реализуется потребность родителей в приобретении наследника, которому можно отдать всю свою любовь и привязанность, передать семейные ценности и традиции, обеспечить себе защищенную старость через детей и внуков.

С другой стороны, для ребенка усыновление несет в себе наиболее оптимальную социальную адаптацию в обществе: ребенок приобретает социальный статус, принадлежность к определенной семье, фамилии.

Он обретает родственные связи, которые продлятся не только до его совершеннолетия, а до конца его жизни.

Ребенок может без страха привязаться к своим новым родителям и полюбить их, так как усыновление является не временной формой устройства, а постоянной)

Конечно, в исключительных случаях усыновление может быть отменено, но это не правило, а исключение, следствие критических ситуаций, с которыми усыновительская семья не смогла справиться

[attention type=yellow]
С точки зрения социальной адаптации ребенка и семьи друг к другу и к обществу усыновление – это длительный процесс. Каковы механизмы социальной адаптации ребенка и родителей в таких семьях? Возможно ли оказание социально-психологической помощи для оптимизации процесса усыновления?
[/attention]

Статистические данные о том, сколько детей было возвращено усыновителями на попечение государства, позволяют говорить о нестабильности семейных форм устройства детей в целом и усыновления в частности. Нет данных о причинах, приведших к отказу от усыновления (удочерения).

Законодательная база, регулирующая усыновление в России, развивается в последние годы достаточно быстро. Государственная Дума весьма болезненно реагирует на коммерциализации усыновления. Отсюда желание законодателя как можно детальнее описать этот весьма деликатный и сложный процесс и оградить его от произвольных толкований.

Анализ основных этапов развития законодательства об усыновлении в России наглядно показывает, как время и своеобразие того или иного этапа истории Российского государства сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Усыновление во все времена отражало особенности государственного воздействия на семейные отношения, в том числе сейчас, когда Россия переходит на новую ступень развития и вопросу семьи и детей уделяется большое внимание.

Исследования социальных процессов, происходящих внутри семьи вследствие усыновления, механизмов вхождения ребенка в семью, социальной адаптации семьи и ребенка друг к другу и к обществу являются актуальными с точки зрения оказания успешной социальной и психологической помощи семьям, усыновившим ребенка.

Большинство исследований посвящено вопросам социальной поддержки семей с биологическими детьми либо опекунских семей, особенностям технологий социальной работы с детьми и подростками, технологиям воспитания в условиях учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствуют социологические исследования, посвященные социальной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей. Поэтому в данной работе мы определяем объект исследования: семьи, усыновившие (удочерившие) одного или нескольких детей.

Предмет исследования: основные технологии и направления социального сопровождения семей, усыновивших (удочеривших) детей, в г. Москве.

Цель исследования: проанализировать существующие на данный момент технологии социального сопровождения семей, усыновивших (удочеривших) детей в Москве, впоследствии предложить новые способы и возможности сопровождения данных семей.

Задачи исследования:

  • выявить основные положения усыновления (удочерения), а также значение, порядок и условия усыновления.
  • Осуществить анализ нормативно-правовой базы социальной поддержки семей в современном российском обществе.
  • Осуществить анализ организационно-технологической социальной поддержки семей.
  • Исследовать оценку социальных проблем семьи усыновившей ребенка

Методы исследования: опросные методы; экспертный опрос; традиционный анализ литературы; анализ нормативно-правовых документов; анализ статистических данных; сравнительный анализ; метод обобщения.

Практическая значимость квалификационной работы определяется тем, что положения и выводы работы способствуют оптимизации форм, методов и технологий социального сопровождения усыновительских семей, выработке инновационных технологий и моделей практики социальной работы с усыновительскими семьями. Основные выводы могут быть учтены при разработке нормативно-правовых документов, рекомендаций для учреждений социальной сферы, а также при подготовке учебных курсов по социальной работе с семьей.

Глава 1. Устройство ребенка в семью

1.1. Основные положения усыновления (удочерения)

Усыновление — это не только форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, но и юридический факт, вызывающий определенные правовые последствия, такие как права и обязанности.

[attention type=red]
Закон при усыновлении исходит из основополагающего принципа семейного законодательства – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.
[/attention]

Соблюдение их интересов является обязательным условием любого усыновления.

Под интересами ребенка при усыновлении понимается прежде всего обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития.

Каждый ребенок – это неповторимая личность. Без знания ребенка, его способностей, задатков, наклонностей, увлечений не может быть хорошего воспитания. Очевидно, каждый случай усыновления сугубо индивидуален.

Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут максимально обеспечены его интересы; учесть особенности его характера, психологического склада; определить психологическую совместимость семьи и данного конкретного ребенка и др.

Именно с этой точки зрения надо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления.

При этом интересы ребенка ни в коем случае нельзя понимать в узком смысле, как обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. Мало хорошо кормить, одевать ребенка, обеспечивать условия его занятий и отдыха, хотя и это очень важно.

Главное – чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, ласку; чтобы каждый из детей рос человеком культурным, всесторонне развитым, получил образование, был подготовлен к активной общественной жизни.

Усыновленным может быть только несовершеннолетний ребенок, т.е. лицо, не достигшее 18 лет. Не может быть усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном законом (ст.27 ГК).

[attention type=green]
С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным (ст.
[/attention]

21 ГК), и необходимость осуществления его воспитания,  защита его прав и интересов отпадает, а следовательно, отпадает и цель усыновления – обеспечение ребенку воспитания в семье.

Не может быть разрешено усыновление и в тех случаях, когда ребенок до совершеннолетия фактически воспитывался в семье лица, желающего его усыновить. Факт наличия таких отношений не может быть установлен и в судебном порядке. Правовое положение усыновленных и удочеренных детей одинаково. В дальнейшем под усыновлением понимается также удочерение.

В законе нет прямого указания о состоянии здоровья детей, передаваемых на усыновление. Исходя из смысла закона, усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своем развитии.

Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии преодолеть и родные родители.

Поэтому усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений – о характере недуга и его возможных последствиях.

В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребенка.

По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.  Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на себя обязанности по его воспитанию.

Усыновление всегда носит добровольный характер. Поэтому если нет препятствий к передаче ребенка данному лицу, оно само решает, какого именно ребенка усыновит при окончательном решении этого вопроса в интересах ребенка компетентным государственным органом. Возможно усыновление одновременно двух и более детей.

В этих случаях об усыновлении каждого ребенка выносится отдельное решение. Однако, учитывая то обстоятельство, что при усыновлении прерывается правовая связь ребенка не только с родителями, но и с другими близкими родственниками, разобщение братьев и сестер при усыновлении по общему правилу не допускается.

[attention type=yellow]
Оно может быть допущено как исключение в тех случаях, если дети никогда вместе не проживали, не воспитывались, не осведомлены друг о друге и о своем родстве, или один из них по состоянию здоровья подлежит содержанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам данного конкретного ребенка.
[/attention]

Как и ранее, российский закон допускает усыновление детей – граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такое усыновление производится на общих основаниях, однако с соблюдением ряда дополнительных требований, которые с учетом п.3 ст.62 Конституции РФ установлены непосредственно в федеральном законе.

В соответствии со ст.

21 Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает усыновление в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным, ст. 124 СК отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории РФ.

В этих целях вводится централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан России.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей только по истечении 3 месяцев со дня их постановки на такой учет, независимо от возраста детей и состояния их здоровья. Этот порядок усыновления распространяется и на российских граждан, постоянно проживающих за границей.

Исключение составляют только родственники ребенка, желающие его усыновить. Они вправе усыновить ребенка на общих основаниях, наравне с российскими гражданами, независимо от их гражданства и места жительства.

Источник: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-na-temu-osnovopolozheniya-usynovleniya-rebenka-4159277.html

Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву

Диплом усыновление ребенка

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Общая характеристика института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права

1.1 Понятие усыновления (удочерения) как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

1.2 История развития института усыновления (удочерения) детей

Глава 2. Правовое положение субъектов усыновления (удочерения)

2.1 Права усыновленных (удочеренных) детей

2.2 Права и обязанности усыновителей

Глава 3. Правовое регулирование усыновления (удочерения)

3.1 Условия, порядок и правовые последствия установления усыновления (удочерения)

3.2 Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения)

Заключение

Список литературы

Введение

Исследование института усыновления (удочерения) детей по российскому семейному праву актуально как с теоретической, так и с практической стороны.

Актуальность темы, проблема усыновления детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – тема чрезвычайно актуальная. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов и прав детей – основополагающая задача семейного права.

Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в Семейном кодексе РФ. Дети, оставшиеся без попечения родителей, постоянно нуждаются в помощи и защите государства. Наиболее предпочтительной формой социальной защиты таких детей является усыновление.

Объектом исследования, является совокупность правоотношений, порождаемых усыновлением, и их правовое регулирование в семейном законодательстве РФ.

Предметом исследования, является юридическая конструкция усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ.

Целью данной дипломной работы является всесторонне изучение института усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации, а также внесение предложений по совершенствованию законодательства в рамках данной темы.

Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:

1. исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей;

2. рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права;

3. права и обязанности усыновленных;

4. права и обязанности усыновителей;

5. раскрыть порядок и правовые последствия усыновления (удочерения);

6. установить основания отказа и отмены усыновления (удочерения).

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1.Общая характеристика института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права

1.1 Понятие усыновления (удочерения) как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно, части 1 статьи 124 Семейного Кодекса Российской Федерации усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми, а также единственная форма устройства детей, которая в идеале носит пожизненный характер.

Семейный кодекс Российской Федерации, закрепляет нормы международного права, отмечая, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (часть 2 статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации).

Из всех форм семейного воспитания чужих детей усыновление наряду с опекой, попечительством и приемной семьей является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В отличие от опеки, попечительства и воспитания в приемной семье усыновление влечет за собой возникновение полного комплекса прав и обязанностей для субъектов данного юридического факта.

Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, при отмене усыновления и при решении всех иных, более частных вопросов.

Под формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей понимается нормативно установленный порядок передачи детей, лишившихся попечения родителей, в семью или детское учреждение и условия их воспитания, обучения, содержания и защиты их прав и интересов. Усыновление по сравнению с иными формами наиболее полно отвечает интересам ребенка и поэтому является приоритетной формой.

Усыновление – наиболее предпочтительная форма устройства детей, лишившихся родительского попечения, при которой ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью.

А также, способствует созданию полной семьи, предоставляет возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить присущее людям чувство родительской любви.

Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами.

https://www.youtube.com/watch?v=x6Awud1JwUQ

Общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в части 1 статьи 121 Семейного Кодекса Российской Федерации, а также дан примерный перечень оснований утраты детьми родительского попечения:

1. Смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;

2. Уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

3. Длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их министерствами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

Правовое регулирование отношений по усыновлению осуществляется на основании норм:

1. Глава 19 Семейного Кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 года N 223-ФЗ.

2. Глава 29 Гражданского процессуального кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ.

3.

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/3c0b65625a3bd68b5d43b98421316c27_0.html

Дипломная работа на тему “Основоположения усыновления ребенка”

Диплом усыновление ребенка

ВведениеГлава 1. Порядок устройства ребенка в семью1.1 Основные положения об усыновлении (удочерении)1.2 Значение, порядок и условия усыновления. Порядок усыновления в г. Москве1.3 Сущность и этапы сопровождения приемной семьиГлава 2.

Основные технологии социального сопровождения, поддержки семьи, усыновившей (удочерившей) ребенка2.1 Нормативно-правовая база усыновления (удочерения) в России. Виды государственной поддержки семей, усыновивших (удочерившей) ребенка2.2 Контроль и сопровождение семей после усыновления органами опеки и попечительства2.

3 Исследование социальных проблем семьи усыновивших (удочеривших) ребенкаЗаключение

Список использованных источников

Введение

Одной из социальных проблем, решение которой в настоящее время предпринимается на государственном уровне, является проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно п.1 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление (удочерение) является приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагающей принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Усыновление имеет преимущества перед другими формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В отличие от временных форм семейного устройства детей усыновление является постоянной формой, при которой между ребенком и усыновителями закрепляются родственные связи.

Именно при усыновлении ребенка наиболее полноценно реализуется потребность родителей в приобретении наследника, которому можно отдать всю свою любовь и привязанность, передать семейные ценности и традиции, обеспечить себе защищенную старость через детей и внуков.

С другой стороны, для ребенка усыновление несет в себе наиболее оптимальную социальную адаптацию в обществе: ребенок приобретает социальный статус, принадлежность к определенной семье, фамилии.

Он обретает родственные связи, которые продлятся не только до его совершеннолетия, а до конца его жизни.

Ребенок может без страха привязаться к своим новым родителям и полюбить их, так как усыновление является не временной формой устройства, а постоянной)

Конечно, в исключительных случаях усыновление может быть отменено, но это не правило, а исключение, следствие критических ситуаций, с которыми усыновительская семья не смогла справиться

[attention type=yellow]
С точки зрения социальной адаптации ребенка и семьи друг к другу и к обществу усыновление – это длительный процесс. Каковы механизмы социальной адаптации ребенка и родителей в таких семьях? Возможно ли оказание социально-психологической помощи для оптимизации процесса усыновления?
[/attention]

Статистические данные о том, сколько детей было возвращено усыновителями на попечение государства, позволяют говорить о нестабильности семейных форм устройства детей в целом и усыновления в частности. Нет данных о причинах, приведших к отказу от усыновления (удочерения).

Законодательная база, регулирующая усыновление в России, развивается в последние годы достаточно быстро. Государственная Дума весьма болезненно реагирует на коммерциализации усыновления. Отсюда желание законодателя как можно детальнее описать этот весьма деликатный и сложный процесс и оградить его от произвольных толкований.

Анализ основных этапов развития законодательства об усыновлении в России наглядно показывает, как время и своеобразие того или иного этапа истории Российского государства сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Усыновление во все времена отражало особенности государственного воздействия на семейные отношения, в том числе сейчас, когда Россия переходит на новую ступень развития и вопросу семьи и детей уделяется большое внимание.

Исследования социальных процессов, происходящих внутри семьи вследствие усыновления, механизмов вхождения ребенка в семью, социальной адаптации семьи и ребенка друг к другу и к обществу являются актуальными с точки зрения оказания успешной социальной и психологической помощи семьям, усыновившим ребенка.

Большинство исследований посвящено вопросам социальной поддержки семей с биологическими детьми либо опекунских семей, особенностям технологий социальной работы с детьми и подростками, технологиям воспитания в условиях учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствуют социологические исследования, посвященные социальной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей. Поэтому в данной работе мы определяем объект исследования: семьи, усыновившие (удочерившие) одного или нескольких детей.

Предмет исследования: основные технологии и направления социального сопровождения семей, усыновивших (удочеривших) детей, в г. Москве.

Цель исследования: проанализировать существующие на данный момент технологии социального сопровождения семей, усыновивших (удочеривших) детей в Москве, впоследствии предложить новые способы и возможности сопровождения данных семей.

Задачи исследования:

  • выявить основные положения усыновления (удочерения), а также значение, порядок и условия усыновления.
  • Осуществить анализ нормативно-правовой базы социальной поддержки семей в современном российском обществе.
  • Осуществить анализ организационно-технологической социальной поддержки семей.
  • Исследовать оценку социальных проблем семьи усыновившей ребенка

Методы исследования: опросные методы; экспертный опрос; традиционный анализ литературы; анализ нормативно-правовых документов; анализ статистических данных; сравнительный анализ; метод обобщения.

Практическая значимость квалификационной работы определяется тем, что положения и выводы работы способствуют оптимизации форм, методов и технологий социального сопровождения усыновительских семей, выработке инновационных технологий и моделей практики социальной работы с усыновительскими семьями. Основные выводы могут быть учтены при разработке нормативно-правовых документов, рекомендаций для учреждений социальной сферы, а также при подготовке учебных курсов по социальной работе с семьей.

Глава 1. Устройство ребенка в семью

1.1. Основные положения усыновления (удочерения)

Усыновление — это не только форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, но и юридический факт, вызывающий определенные правовые последствия, такие как права и обязанности.

[attention type=red]
Закон при усыновлении исходит из основополагающего принципа семейного законодательства – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.
[/attention]

Соблюдение их интересов является обязательным условием любого усыновления.

Под интересами ребенка при усыновлении понимается прежде всего обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития.

Каждый ребенок – это неповторимая личность. Без знания ребенка, его способностей, задатков, наклонностей, увлечений не может быть хорошего воспитания. Очевидно, каждый случай усыновления сугубо индивидуален.

Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут максимально обеспечены его интересы; учесть особенности его характера, психологического склада; определить психологическую совместимость семьи и данного конкретного ребенка и др.

Именно с этой точки зрения надо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления.

При этом интересы ребенка ни в коем случае нельзя понимать в узком смысле, как обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. Мало хорошо кормить, одевать ребенка, обеспечивать условия его занятий и отдыха, хотя и это очень важно.

Главное – чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, ласку; чтобы каждый из детей рос человеком культурным, всесторонне развитым, получил образование, был подготовлен к активной общественной жизни.

Усыновленным может быть только несовершеннолетний ребенок, т.е. лицо, не достигшее 18 лет. Не может быть усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном законом (ст.27 ГК).

[attention type=green]
С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным (ст.
[/attention]

21 ГК), и необходимость осуществления его воспитания,  защита его прав и интересов отпадает, а следовательно, отпадает и цель усыновления – обеспечение ребенку воспитания в семье.

Не может быть разрешено усыновление и в тех случаях, когда ребенок до совершеннолетия фактически воспитывался в семье лица, желающего его усыновить. Факт наличия таких отношений не может быть установлен и в судебном порядке. Правовое положение усыновленных и удочеренных детей одинаково. В дальнейшем под усыновлением понимается также удочерение.

В законе нет прямого указания о состоянии здоровья детей, передаваемых на усыновление. Исходя из смысла закона, усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своем развитии.

Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии преодолеть и родные родители.

Поэтому усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений – о характере недуга и его возможных последствиях.

В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребенка.

По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.  Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на себя обязанности по его воспитанию.

Усыновление всегда носит добровольный характер. Поэтому если нет препятствий к передаче ребенка данному лицу, оно само решает, какого именно ребенка усыновит при окончательном решении этого вопроса в интересах ребенка компетентным государственным органом. Возможно усыновление одновременно двух и более детей.

В этих случаях об усыновлении каждого ребенка выносится отдельное решение. Однако, учитывая то обстоятельство, что при усыновлении прерывается правовая связь ребенка не только с родителями, но и с другими близкими родственниками, разобщение братьев и сестер при усыновлении по общему правилу не допускается.

[attention type=yellow]
Оно может быть допущено как исключение в тех случаях, если дети никогда вместе не проживали, не воспитывались, не осведомлены друг о друге и о своем родстве, или один из них по состоянию здоровья подлежит содержанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам данного конкретного ребенка.
[/attention]

Как и ранее, российский закон допускает усыновление детей – граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такое усыновление производится на общих основаниях, однако с соблюдением ряда дополнительных требований, которые с учетом п.3 ст.62 Конституции РФ установлены непосредственно в федеральном законе.

В соответствии со ст.

21 Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает усыновление в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным, ст. 124 СК отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории РФ.

В этих целях вводится централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан России.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей только по истечении 3 месяцев со дня их постановки на такой учет, независимо от возраста детей и состояния их здоровья. Этот порядок усыновления распространяется и на российских граждан, постоянно проживающих за границей.

Исключение составляют только родственники ребенка, желающие его усыновить. Они вправе усыновить ребенка на общих основаниях, наравне с российскими гражданами, независимо от их гражданства и места жительства.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/diplomnaja-rabota-na-temu-osnovopolozhenija-usynovlenija-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.