Договор приватизации государственного и муниципального имущества
Содержание
- 1 Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества
- 2 Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
- 3 Приватизация государственного и муниципального имущества
- 3.1 Понятие и функции приватизации
- 3.2 Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)
- 3.3 Приоритет законодательства о приватизации
- 3.4 Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства
- 3.5 Начало отечественной приватизации
Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества
Приватизация – отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ (удостоверенных ими прав).
Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственность приватизируемого имущества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — договорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок заключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватизации конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.
В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.
N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” функциями по приватизации по общему правилу обладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организуется приватизация государственного и муниципального имущества.
В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.
5 Закона о приватизации могут выступать любые физические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — несобственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.
В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:
- имущественные комплексы унитарных предприятий, причем совместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
- отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими земельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
- акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
- земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
- жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).
Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находящегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движимое имущество переходит из публичной в частную собственность в результате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продукции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:
- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
- преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
- продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
- продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитарных предприятий в открытые акционерные общества, последние становятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации).
При этом, однако, применяются общие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК).
Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе установить специальное право на участие в управлении акционерными обществами, созданными на базе приватизированных предприятий, имеющих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»).Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием общества, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, несмотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и менее акций (и соответственно — ) такого общества.
Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).
Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретаемых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция.
Государственное имущество (помимо денежных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества.
Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяются нормы Закона о приватизации.
Приватизация жилых помещений и земельных участков производится в соответствии со специальными нормами жилищного и земельного законодательства.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sposobi-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 26 января 2002 г. N 16, в “Парламентской газете” от 26 января 2002 г. N 19, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 4 ст. 251
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 293-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 301-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.
Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.
Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ
Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г.
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.
Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 155-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 366-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ
Изменения вступают в силу 1 сентября 2016 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ
Изменения вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 259-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 194-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 137-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 291-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 244-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 4 статьи 30, вступающих в силу со 2 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 22 ноября 2010 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 31 мая 2010 г. N 106-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 33, вступающих в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ
Действие пунктов 1 и 2 статьи 33 настоящего Федерального закона в части распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи федерального имущества, а также в части сроков перечисления в федеральный бюджет средств, полученных от покупателей в счет оплаты федерального имущества приостановлено с 1 января по 31 декабря 2007 г.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 155-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.
Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ
Действие пунктов 1 и 2 статьи 33 настоящего Федерального закона в части распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи федерального имущества, а также в части сроков перечисления в федеральный бюджет средств, полученных от покупателей в счет оплаты федерального имущества было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 18 июня 2005 г. N 60-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 43-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального законаФедеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ
[attention type=green][/attention]Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Источник: https://base.garant.ru/12125505/
Приватизация государственного и муниципального имущества
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества
Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.
Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.
Понятие и функции приватизации
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.
Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)
Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.
Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.
Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.
Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:
- передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
- отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
- при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.
Приоритет законодательства о приватизации
Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.
В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.
Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.
Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.
Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.
Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства
Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.
Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.
Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.
Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.
Начало отечественной приватизации
Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.
Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:
- игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
- правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
- способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
- приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.
Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.