Если дом признан аварийным что положено собственнику

Компенсация за аварийное жилье

Если дом признан аварийным что положено собственнику

Собственники жилья, находящегося в аварийном состоянии имеют право на компенсацию. Есть разработанный порядок действия для этого. Однако следует подумать, не требовать ли предоставления другого жилья, поскольку часто полученные суммы недостаточны для самостоятельной покупки.

Во многих городах все еще есть кварталы сталинского периода, а то и более древнего возраста, состояние которых сложно назвать подходящими для жилья. Некоторые из них просто опасны. Российское законодательство на государственном уровне указало решение проблемы: состояние жилья необходимо оценить, а при признании аварийным – переселить граждан или же выдать соответствующую компенсацию.

Какое жилье признается аварийным

Многие считают, что значительный возраст здания, высокая степень его изношенности является поводом для признания его аварийным.

Условия проживания могут быть не лучшими, но дом не признают аварийным и подлежащим сносу.

Показатель изношенности выше 70% достаточен только для получения подтверждения ветхости дома, если нет угрозы человеческому существованию, и эти проблемы не решает капитальный ремонт.

Аварийным может быть признан дом не только старый, но и находящийся в зоне оползня, наводнения, или же пострадавший во время взрывов, бытовых катастроф. Иногда ремонт возможен, но придется вкладывать столько средств, что материально разумнее расселить жильцов и построить новое здание.

Чтобы дом получил статус аварийного, необходимо:

  • на общем собрании проживающих составить жалобу в жилищную инспекцию и муниципалитет, в которой точно перечислить все повреждения несущих конструкций или жилых помещений, которые могут нанести вред жизни и здоровью граждан;
  • проводится проверка специальной комиссией о признании дома аварийным, в которую входят специалисты из разных органов, которые при подтверждении фактов из жалобы составляют соответствующий акт;
  • после принятия решения муниципалитету дается год, чтобы провести переселение, а квартирантам, чтобы переехать или получить возмещение за утраченную собственность.

Компенсацию за аварийное помещение получают не во всех случаях. Собственнику ветхого жилья компенсация не положена.

Юридические основания

В данном случае отношения между жильцами и муниципальными органами регулируются статьями Жилищного Кодекса России. Согласно ст.

32 ЖК, после принятия решения о признании состояния здания таковым, что подлежит сносу как аварийный, муниципальные органы обращаются к собственникам и жильцам с требованием проведения реконструкции или сноса объекта на протяжении указанного срока.

Если требование не выполняется, после истечение термина, отведенного на работы, земельный участок вместе со зданием переходит в собственность муниципалитета.

С другой стороны, в каждом регионе создана своя программа по предоставлению соответствующего жилья взамен утраченного. Ст. 32 ЖК ч. 1-3, 5-9, указывает, что:

  • Помещение жилого типа может быть изъято у собственника в связи с переходом земельного участка муниципалитету, однако бывшему владельцу положена выплата компенсации за жилье, соответствующая рыночной стоимости с учетом затрат на переезд.
  • Квартира при переселении из аварийного жилья компенсируется переездом в помещение общей площади, равной ранее занимаемому жилью и количеству комнат, а также в районе, котором гражданин жил. При этом должны предоставить помещение, которое полностью отвечает всем санитарным нормам жилого дома.
  • При наличии большой комнаты в коммунальной квартире, часто можно рассчитывать на получение отдельной квартиры, равной по площади. Если же комнаты небольшие, возможного отселение в такие же коммуналки. Какая площадь была ранее, на такую собственник должен переехать.
  • Возмещение аварийного жилья путем выплаты его рыночной стоимости производится в том случае, если три варианта, предложенные органами власти, не устроили владельца.
  • Если жилье было в муниципальной собственности, может идти речь только о переезде в другое предложенное муниципалитетом помещение. Права на выплаты гражданин не имеет.

На местах ситуация не всегда отвечает законодательным нормам. Часто муниципальные программы не разрабатываются, или в связи с недостаточным финансированием работают неполноценно.

Предлагаются другие квартиры взамен аварийного жилья меньшей площади, с меньшим числом комнат или в отдаленном районе.

Не удивительно, что многие предпочитают вместо переселения получить денежную компенсацию и приобрести в дальнейшем более подходящее жилье.

Как определяется размер компенсации

Стоимость при определении размера возмещения определяется муниципалитетом. Рассматривается недвижимость владельца с точки зрения ее рыночной стоимости. На практике это значит, что:

  • Равноценное жилье в разных регионах оценивается соответственно с местными ценами.
  • Если дом старый, удобства относительные, само помещение явно требует серьезного ремонта и опасно для жизни, оцениваться на рынке высоко оно не может. Значит, размер выплаты будет небольшой, и для приобретения другого жилья его будет недостаточно.

Конечно многие посчитают такой вариант несправедливым, но таких сумм обычно хватает на загородный дом, или же проживания в более дешевом регионе.

Если не только предлагаемое жилье, но и компенсация людей не устраивает, муниципальный комитет имеет право обратится в суд и через него произвести выселение, заставив признать какой-либо из вариантов подходящим в судебном порядке. Но для этого службам сначала нужно доказать, что предлагаемый ими выход полностью компенсирует все траты собственника жилья, а именно:

  • жилое помещение;
  • траты на поиски площади для проживания;
  • расходы на покупку;
  • процесс переезда.

Проживая в аварийном доме, получать компенсацию выгодно и в том случае, если есть еще одна жилая площадь. При этом власти часто соглашаются на денежные выплаты.

Если гражданин считает, что ему предлагают неравноценные возможности, он тоже может добиваться увеличения компенсации за жилое помещение через суд. Для этого необходимо иметь на руках документальное подтверждение независимой экспертизы, установившей рыночную стоимость квартиры как более высокую, чем это сделали муниципальные службы, и полная аргументация такого вывода.

При переезде, собственникам тоже положена компенсация, но только за расходы, связанные с самим процессом переселения.

Обычно местные органы власти вместо выплат проводят организованное переселение, создав график, когда одну из квартир каким-либо транспортом перевозят, и предоставляют на это время грузчиков, нанимая в соответствующих службах или просто отсылая собственных работников из хозяйственных отделов.

Необходимые документы

Для того, чтобы получить компенсацию, необходимо заключить договор с муниципальными службами о том, что собственник согласен на передачу квартиры в обмен на предложенную ему сумму денег. При этом необходимо иметь при себе следующие документы:

  • паспорт;
  • документы на собственнические права по квартире;
  • расчетный счет, на который будет произведено перечисление средств;
  • справка о составе семьи.

Этого достаточно, чтобы договор был официально оформлен, и граждане имели возможность использования обещанной компенсации.

Когда компенсацию платит гражданин

В некоторых случаях доплата производится не со стороны муниципалитета, а наоборот, со стороны граждан.

Это случается, когда предоставление иного жилого помещения в право собственности с равноценной площадью жильцов не устраивает, зато в государственном жилищном фонде есть подходящая квартира, но большего размера.

В таком случае граждане, которые пользуются правом на компенсацию могут доплатить разницу в стоимости между своей квартирой и той, которую желают приобрести.

Если у жильцов имелись задолженности по коммунальным платежам, их переезд может быть задержан до полного расчета с специальными службами.

Жильцов в квартире, расположенной в аварийном доме, имеют право выселить, если сроки переезда прошли, власти подали в суд соответствующий иск и получили постановление об изъятии жилья у собственников. Денежная компенсация при этом заморожена на депозите и после исполнения судебного решения выплачивается жильцам.

Компенсация за аварийное жилье Ссылка на основную публикацию

Источник: https://metr.guru/avarijnoe-zhile/kompensatsiya

Блог

Если дом признан аварийным что положено собственнику

У любого человека слово «авария» непременно ассоциируется с понятием опасности. Власти в установленном порядке обязаны реагировать и принимать меры для минимизации возможных угроз здоровью и жизни граждан.

После признания многоквартирного дома (далее-МКД) аварийным, события развиваются по двум сценариям:

  • МКД подлежит реконструкции (ремонту),
  • МКД подлежит сносу.

В подобных ситуациях граждане нашей страны рассчитывают на предоставление нового жилья.

Хронологические рамки отношений по переселению также бывают разными. В рядовых случаях жильцы аварийного МКД ожидают будущее новоселье, при чрезвычайной ситуации (далее-ЧС) главное – успеть собрать документы и вещи, а впоследствии ждать выкуп (выплаты), положенные гражданам по закону.

Многолетняя судебная практика неоднократно показывает, что жилищное законодательство РФ не разделяет собственников жилых и нежилых помещений, однако спорные вопросы продолжают возникать при судебных разбирательствах.

Показательным является Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2018 г. № 309-КГ18-13252.

Предыстория такова: на рудниках в г. Березники Пермского края межведомственная комиссия признала МКД аварийными и подлежащими реконструкции либо сносу по причине провалов на рудниках.

В одном из таких домов администрация муниципального образования отказалась изъять и выкупить нежилое помещение, что послужило следствием обращения в суд собственника данного помещения (ООО «Березники-сервис», далее-Общество) за защитой своих прав.

Все три инстанции признали отказ в удовлетворении требований собственника правомерным, однако Верховный суд РФ не согласился с позицией судов и направил дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями статьи 279 ГК РФ, частей 1 и 10 статьи 32 ЖК РФ и пришли к выводу о возможности применения данных норм права в случае признания домов аварийными и подлежащими сносу вследствие их естественного физического износа в результате эксплуатации.

При этом суды указали, что для собственников нежилых помещений в спорном доме законодательное регулирование последствий признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствует.

Суды установили, что настоящий спор возник в результате техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» города Березники, признанной чрезвычайной ситуацией федерального уровня на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 814-р.

Министерству финансов РФ было поручено указанным распоряжением предоставить в установленном порядке за счет средств федерального бюджета бюджету Пермского края до 700 млн. рублей бюджетного кредита на покрытие расходов, связанных с началом работ по переселению граждан из зоны вероятных разрушений.

Суды пришли к выводу, что порядок осуществления социальных выплат собственникам коммерческой недвижимости действующим законодательством не установлен.

Принудительное отчуждение имущества у собственников коммерческой недвижимости для государственных и муниципальных нужд не предусмотрено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований и применения в соответствии с пунктом 1 статьи6 Гражданского кодекса по аналогии к указанным отношениям положений статьи 32 Жилищного кодекса.

Однако судебная коллегия полагала, что судами при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального права и не учтено следующее:

«…Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Пунктом 1 статьи18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 10 статьи32 Жилищного кодекса признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.

………, что одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является расположение жилых помещений в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений.

Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.

2009 №14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации” судам следует учитывать, что, в силу части 10 статьи32 Жилищного кодекса, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.03.

2017 №624-О высказался о том, что положения статьи32 Жилищного кодекса, направленные на защиту интересов собственников изымаемых для государственных (муниципальных) нужд жилых помещений, в том числе в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающие условия изъятия жилого помещения, а также возможность предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, конкретизируют положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения….».

Учитывая вышеизложенное, суд решил, поскольку в ГК РФ не прописан порядок изъятия нежилых помещений для публичных нужд, то по аналогии применяется законодательство, регулирующее сходные отношения.

В силу ЖК РФ, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию аварийного дома, земельный участок под ним и каждое жилое помещение изымаются для муниципальных нужд путем выкупа.

Именно этого не учли суды и не оценили доводы заявителя о том, что:

  • МКД был признан аварийным и подлежащим сносу;
  • МКД по факту демонтирован;
  • всем остальным собственникам выплатили стоимость их имущества по рыночной цене.

Таким образом, у судов предыдущих инстанций решения изложены по принципу «бор сожгли, а соловушек по гнездышку плачет». Неправильно применяя сходные отношения в законодательстве, суды фактически оставили ООО «Березники-сервис» без принадлежащего ему имущества, позабыв о конституционных правах и гарантиях юридического лица в статусе собственника нежилого помещения.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим организациям и ТСЖ. Целый штат профессиональных юристов поможет Вам справиться с любым вопросом. Более подробная информация о сервисе по ссылке.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika/polozhena-li-vyplata-sobstvenniku-nezhilogo-pomeshcheniya-v-avariynom-dome/

Переселение из ветхого жилья собственников: нюансы и особенности

Если дом признан аварийным что положено собственнику

Процесс переселения собственников из ветхого и аварийного жилья является главенствующей задачей жилищной политики РФ.

Сегодня проблема расселения из подобных зданий и жилых объектов стоит достаточно остро, так как органы местного самоуправления не успевают в установленные сроки переселять граждан из непригодных к проживанию домов и коммунальных квартир, вследствие чего численность ветхого фонда растет и накапливается.

Аварийное и ветхое жилье наносит урон внешнему облику городов и населенных пунктов, а также представляет зачастую серьезную угрозу для проживающих в нем людей.

Отсутствие необходимого ремонта десятилетиями, возложения этих обязанностей на самих жильцов и крайне медленные темпы переселения приводят к сложностям, спорам и разбирательствами сторон.

Подробнее о сложившейся ситуации с переселением из ветхого фонда в РФ, способах решения проблемы и порядке проведения такого процесса — читайте далее.

Что такое ветхое и аварийное жилье?

По причине частного использования данного термина на практике его определение можно найти в неофициальном документе — методических рекомендациях по содержанию и ремонту жилого фонда. В соответствии с ним «ветхое жилье» представляет собой жилое помещение с износом конструкции здания 65-70% (для деревянных и каменных построек соответственно).

Несмотря на такой существенный уровень износа, опасность обрушения отсутствует.

Принципиальное отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что последнее имеет такие деформации, которые приводят или могут привести к обрушению. Поэтому проживание в таких помещениях опасно для здоровья и жизни людей. А в ветхом, даже учитывая высокую степень износа, можно проживать.

Откуда берется ветхий жилой фонд?

Однако далеко не все лица, проживающие в нем, имеют достаточные финансовые возможности для восстановления своего жилья.

На протяжении многих лет, и даже десятилетий ситуация усугубляется отсутствием ремонта и нарушением всех сроков в проведении таких работ.

Соответственно, происходит постепенное наращивание проблемного жилого фонда при имеющейся непригодности жилья для безопасного проживания.

Действующие программы переселения федерального и региональных уровней помогают в некоторой степени решать проблему, но с очень низкой скоростью.

Современная ситуация в России

Президентом РФ было поручено переселить всех граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, в срок до 2017 года. Механизм начал работу: были дополнительно профинансированы государственные программы по расселению, составлены планы и очереди.

Но люди столкнулись с множеством серьезных проблем.

Но куда большей бедой является существенный недостаток необходимых площадей под застройку. Выходом в данной ситуации стало многоэтажное строительство (более 20‒ти этажей).

При скученной застройке подобных микрорайонов возникают опять же новые проблемы: недостаточное количество парковочных мест, небольшие территории внутри дворов и недостаточность прилегающих объектов социальной и обслуживающей инфраструктуры.

В некоторых субъектах РФ законодательно установлено предоставление нового жилья строго по имеющей в собственности площади жилого помещения в ветхом доме, без учета принятых норм. К примеру, если человек имеет комнату 20 кв. м., то помещение такой же площадью он и получит, независимо от того, что в ней могут быть прописан кто-то еще.

Еще одним негативным моментов является недостаток финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию жилищных программ.

В настоящее время переселению принадлежит только жилье, которое было признано ветхим и аварийным до 01 января 2012 года. Все, что приобрело такой статус позднее, в государственную программу не включается. Индивидуальные случаи будут рассмотрены комиссией.

Порядок расселения из ветхого жилья и необходимые документы

В соответствии Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года для того, чтобы признать жилье ветхим и принять соответствующее решение о переселении из него жильцов, на местном или региональном уровне создается межведомственная комиссия.

Обращаясь в эту комиссию, арендодатель или собственник помещения должен написать заявление о признании жилья непригодным для дальнейшего проживания.

Альтернативным способом обращения в такую комиссию является заключение органа, правомочного осуществлять контроль и надзор за состояние жилых помещений и об их несоответствии установленным законом нормам.

Помимо заявления комиссии предоставляются следующие документы:

  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
  • экспертная оценка жилья (в случае необходимости признать жилье аварийным и подлежащим сносу);
  • проект реконструкции помещения (в случае переоформления нежилого помещения в жилое);
  • иные документы.

После предоставления пакета документов и заявления комиссией в срок до 30 дней проводится их анализ и принимается решение о необходимых дополнительных проверках дома или квартиры.

Анализ заключается в следующем:

  1. Осуществляется тщательная проверка приложенных документов и заявления.
  2. Определяется необходимость в предъявлении дополнительной документации.
  3. Устанавливается экспертный состав комиссии и оценивается ее работа.
  4. Составляется документ (акт) обследования жилого помещения и итоговое заключение.
  5. Выносится окончательное решение.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

  • помещение нуждается в капитальном ремонте;
  • жилье признается аварийным и подлежит сносу;
  • помещение пригодно для проживания;
  • жилье нуждается реконструкции или перепланировке;
  • дом признан аварийным;
  • помещение не соответствует установленным законодательством нормам, и поэтому для проживания непригодно.

Основаниями для признания помещения непригодным для проживания являются:

  1. Помещения расположены в признанном аварийным и подлежащим сносу/реконструкции многоквартирном доме.
  2. Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности или их существенное превышение на территории расположения дома.
  3. Наличие серьезных повреждений жилого объекта в результате землетрясения, взрывов или пожаров, при которых восстановительные работы становятся нецелесообразными и экономически невыгодными.
  4. Расположение жилья в зоне схода оползней и иных возможных природных катаклизмов с условием невозможности предотвращения разрушений инженерными методами.
  5. Помещения имеют надо собой расположенные устройства для промывания мусоропровода.
  6. Расположение жилья в районе потенциальных разрушений в случае техногенных аварий и на территориях прилегания к воздушным линиям электропередачи переменного тока с высоким уровнем напряжения и индукции;
  7. Наличие уровня шума выше допустимых норм при выходе окно на крупные магистрали.

После рассмотрения поданного жильцами заявления комиссией составляется заключение в 3-х экземплярах. При этом может быть вынесено решение о непригодности жилого помещения для проживания и переселении жителей. На основании такого решения будет издано распоряжение исполнительного государственного органа, в котором необходимо прописать конкретный порядок переселения граждан.

При подаче заявления через почту или сервис госуслуг, комиссия в срок до 5-ти дней с даты принятия соответствующего решения направляет его заявителю, арендатору или соответствующему государственному органу.

Способы решения вопроса

При переселении из ветхого жилого фонда жильцы могут претендовать на следующие способы решения текущих проблем:

  1. Предоставление равноценного жилого объекта (при выселении собственника).
  2. Предоставление жилья по договору социального найма.
  3. Выплата жильцу выкупной цены жилого помещения.

Рассмотрим каждую компенсационную меру более детально.

Предоставление равноценного жилого объекта

Переселенцам (собственникам жилья) может быть предоставлен равноценная квартира или дом с учетом величины общей площади жилья и количества комнат в нем.

Причем предоставляемое жилье моет относиться как к первичному, так и вторичному жилищному фонду. Решение об именно таком способе расселения принимается также межведомственной комиссией.

Предоставление жилья по договору социального найма

Жилые объекты предоставляются по договору социального найма в виде комнат или отдельных квартир из фонда социального жилья. Обязательным условием является соответствие площади предоставляемого жилья показателям нормы для семьи на момент принятия окончательного решения о переселении. Данный параметр не может быть меньше площади предыдущего жилого помещения.

Также новое жилье должно располагаться в пределах населенного пункта и района, где располагалось старая квартира или дом за исключением случаев, закрепленных законодательно.

Выплата жильцам выкупной цены жилого помещения

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст.32) гражданин взамен предоставления равноценного жилого помещения может выбрать в качестве меры компенсации денежную выплату выкупной цены дома или квартиры.

Такая цена подразумевает стоимость жилья на рынке и дополнительные затраты, которые понес собственник в процессе переселения, включая упущенную выгоду и оформление соответствующих документов на собственность.

При возникновении разногласий в отношении предлагаемой суммы за помещение, гражданин имеет право на обсуждение данного вопроса с представителями власти или обращение в суд.

В решении суда указывается та выкупная стоимость, которую выплачивают собственнику. Сегодня число подобных судебных споров и разбирательств связано с тем, что региональные и местные власти специально занижают выкупную цену жилья.

Переселение из ветхого жилья в период проведения реконструкции или ремонта.

В случае проведения реконструкции или капремонта необходимости переселения жильцов государственные органы будут обязаны предоставить им для проживания другое жилье.

Жилые помещения на такие цели выделяются из маневренного жилого фонда. Граждане, не согласные на переселение, могут быть выселены принудительно по решению суда.

При этом сохраняется право на возвращение в реконструированное или отремонтированное жилое помещение, независимо от длительности работ.

Исключениями из данного правила является ситуации, когда собственник не может вернуться в занимаемую ранее квартиру или дом, если после реконструкции/ремонта площадь жилья была существенно изменена и показатели нормы на одного человека не соблюдаются. Возможна и иная ситуация — когда площадь помещения наоборот становится больше, тогда в переселении обратно будет отказано.

Нормы в отношении жилья, предоставляемого взамен ветхому

Любое жилое помещение, предоставляемое взамен текущего, должно отвечать определенным техническим, противопожарным, санитарными иным нормам, установленным соответствующими нормативными актами, и располагаться в том же городе или населенном пункте.

К благоустроенности жилого объекта предъявляются следующие требования:

  • площадь жилого помещения должна быть равнозначна площади ранее занимаемого жилья (включая количество комнат);
  • устанавливается средний уровень благоустроенности данного населенного пункта (планировка квартиры, коммунальные удобства, наличии лифта и т. д.);
  • помещение должно находиться в пределах населенного пункта, где располагалось предыдущее жилье.

В каждой конкретной ситуации должен учитываться уровень благоустроенности для сельских районов и городских территорий.

Процесс переселения граждан из ветхого и аварийного жилья является очень сложным, сопровождается множеством проблем, ограничений и может занимать многие годы. Вмешательство властей, в том числе федерального уровня, а также реализация специальных программ способствуют ускорению получения жильцами благоустроенных помещений и постепенному улучшению ситуации с ветхим фондом в РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/pereselenie-iz-vetxogo-zhilya-sobstvennikov.html

Как выкупается аварийное жильё? Компенсация собственнику

Если дом признан аварийным что положено собственнику

Межведомственной комиссией многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако никаких действий после этого орган местного самоуправления не предпринимает. Знакомая ситуация?

Рассказываем о процедуре (порядок действий) по выплате собственнику денежной компенсации (или предоставления взамен иного жилья) за жилое

помещение в доме признанном комиссией аварийным

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ,

«признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи».

В соответствии с частями 1-3, статьи 32 ЖК РФ,

«1. жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

3.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с частями 5-9, статьи 32 ЖК РФ, «5.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. 6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. 7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. 8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. 9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи».

Таким образом порядок таков:

1. Многоквартирный жилой дом признается межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу;

2. Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок;

3.

В случае, если собственники в установленный в требовании о сносе срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по субъекту Федерации).

Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Об этом можно почитать и в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г». (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года):

«Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”, судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 – 3, 5 – 9 ст. 32 ЖК РФ.Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/kak-vykupaetsia-avariinoe-jile-kompensaciia-sobstvenniku-5be07bd3b327ef00a9376aea

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.