Завещание дали

Удивительный музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Завещание дали

Небольшой городок Каталонии Фигерас, в провинции Жирона, население которого не превышает и 40 тыс. жителей, прославился на весь мир тем, что в солнечный майский день 1904 года здесь родился Сальвадор Дали.

Спустя 70 лет после рождения известного живописца в его родном городе был открыт музей. После смерти сюрреалиста музей Дали в Фигерасе стал культовым местом, куда ежегодно съезжаются десятки тысяч поклонников его неоднозначного творчества. Наш сайт TopCafe.

su представляет интересные факты об этом музее и о его истории.

История здания..

Здание театра возвели в курортном Фигерасе в 1849 г. по проекту испанского архитектора Жозепа Рака-и-Броса. В 1918 году начинающий живописец и скульптор Сальвадор Дали вместе со своими друзьями, такими же целеустремлёнными и неординарными, как и он, выставлял в здании свои первые творческие работы. Сальвадору на тот момент было всего 14 лет.

В 1934 году молодой Дали обращается в муниципалитет Фигераса с предложением давать в пустующих стенах театра музыкальные представления, но получает отказ.

В 1936 году в Испании начинается Гражданская война, ввергнувшая в свой кровавый вихрь и небольшой уютный городок в Каталонии. В ходе уличных боёв здание театра сильно пострадало, а в 1939 г. солдаты армии Испании полностью сожгли оставшиеся развалины.

Выгодное соглашение и открытие музея..

На фото: Сальвадор Дали

В 1961 году на пост мэра Фигерасе избирается образованный и любящий культуру человек, поставивший цель поднять престиж города. Он и сделает его курортным и культурным центром Каталонии.

За помощью мэр обратился к великому уроженцу Фигераса и попросил Дали подарить городу и его жителям одну из его работ. В ответ Дали предложил создать необычный музей-театр, в котором будут не только произведения живописи, но и вся архитектура и интерьер пропитаны духом сюрреализма. В стенах театра будут проводиться и театрально-музыкальные представления.

Чиновники из Управления изящных искусств долго сопротивлялись, но в 1971 году всё же выделили средства на строительство музея. Четыре года ушло на восстановление здания старого театра, размещение коллекции и обустройства фасада и внутреннего интерьера.

Музей-театр торжественно открыл двери первым своим посетителям 28 октября 1974 г., став первым в мире музеем подобного типа.

Фасад… Музей с яйцами..

Великий мастер искажённой реальности лично принимал участие в обустройстве музея, и группа профессиональных архитекторов блистательно воплощала в жизнь идеи художника, выполненные в рисунках и набросках на бумаге.

Дали считал яйцо первоисточником всего живого на Земле, и потому в его картинах нередко можно встретить этот круглый образ. Так и в архитектуре театра, по периметру крыши, которую венчает огромный купол, вставлены яйца.

Окончательный вариант здания стал чем-то средним между средневековым замком и огромным свадебным тортом, но на то он и сюрреализм, чтобы удивлять и загадывать загадки.

Внутренний интерьер..

Техника сюрреализма стирает грани между реальностью и потусторонним миром, расширяет пространство. Вот так и в музее пространство разделено на пять разноуровневых площадок, в которых посетитель оказывается, как бы внутри произведения искусства.

Стены залов расписал сам мастер, а ещё их украшают великолепные репродукции его картин.

Посетитель, проходя по залам, может наблюдать стеклянные стены, за которыми, впрочем, ничего не видно, оказаться в трёхмерной реконструкции картины Дали, а также забрести в коридор, заканчивающийся тупиком.

По задумке самого мастера пространство внутри помещения искажается, создавая иллюзию пребывания в иной реальности, где все предметы выглядят, как будто во сне.

Внутренние террасы здания наполнены скульптурными экспозициями, позволяющими раскрыть внутренний мир художника, прочувствовать монументальность и великолепие сюрреализма.

Образ Галы..

На фото: картина «Обнажённая Гала, наблюдающая за морем» вблизи и издали.

Дали создавал своё главное детище всей жизни, вдохновлённый образом любимой жены Галы. Отметим, что настоящие имя и фамилия спутницы и верной соратницы мастера Елена Дьяконова.

В одной из террас расположено необычное панно «Обнажённая Гала, наблюдающая за морем». Интересно, что если отойти на определённое расстояние от произведения, на панно проявляется портрет президента Линкольна.

Любимой жене была посвящена и башня Галатея, выстроенная полностью по эскизам великого мастера сюрреализма.

Необычные экспонаты..

На фото: статуя королевы Эстер. Одни склонны утверждать, что автором этой работы является сам Дали, другие же утверждают, что это плод воображения австрийского мастера по имени Эрнст Фукс.

В экспозициях необычного музея собрана коллекция из более 1,5 тысячи экспонатов. Музей стал местом, в котором удалось собрать самую большую коллекцию картин художника.

Хранители музея и памяти мастера по праву гордятся коллекцией, которую на протяжении всей жизни лично собирал Сальвадор Дали. Среди полотен работы прославленных Эль Греко и Эрнеста Мессонье, шикарные платья Пако Рабана и обелиск Востелла.

А на страницах нашего сайта topcafe.su Вы сможете найти увлекательную статью о самых знаменитых картинах Сальвадора Дали.

Но больше всего туристов впечатляют экспонаты самого великого мастера мистификации. Завораживают трёхмерные инсталляции Дали, голограммы, погружающие за пределы реального мира, а также множественные скульптуры, созданные руками мастера.

Отвели место в музее и коллекции уникальных ювелирных изделий, выполненных по эскизам Дали знаменитыми мастерами ювелирного дела. Под впечатлением от красоты ювелирных шедевров остаются даже не понимающие смысла сюрреализма, и люди далёкие от живописи.

Завещание..

Смерть любимой жены сильно потрясла художника, и Сальвадор впал в глубочайшую депрессию, отразившуюся и на творчестве последних лет жизни. К тому же прогрессировала болезнь, и писать картины становилось всё трудней.

Начинался 1989 год, и Дали, после пожара в замке Пуболь переехал в Фигерас, и жил в доме-театре до конца своих дней. Сальвадор Дали покинул этот мир 23 января 1989 года.

По завещанию он хотел, чтобы его захоронили в доме-театре, а по его могиле ходили люди. Так и сделали, тело забальзамировали и поместили в склеп, сооружённый под полом одной из комнат музея.

Все свои картины, как получается и собственное тело, Сальвадор Дали завещал Испании.

Интересное о необычном..

Посещать дом-музей Дали лучше в сопровождении гида, так как можно просто не заметить и не разгадать многие загадки, сокрытые в произведениях мастера.

К примеру, золотые выпуклости на стенах дома-музея выполнены из хлеба.

В день основания музея, а произошло это 12 августа 1961 г., было решено провести большую корриду, а сам на афише к ней нарисовал огромного быка, возносящегося к небесам.

Во внутреннем дворике находится, как назвал её Дали, самая грандиозная сюрреалистическая инсталляция в мире (её фото мы размещали чуть выше). Это Кадиллак, на капоте которого установлена скульптура «Великая Эсфирь». Отметим, что именно на этой машине дали и его супруга проехали по просторам США от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса.

В залах музея и сейчас, по прошествии многих лет со дня его смерти, звучит музыка, которую подбирал лично Сальвадор Дали.

В сердце зала, который носит название Мэй Уэст, расположена трёхмерная инсталляция, которую Дали посвятил этой знаменитой американской актрисе.

На фото: зал «Дворец Ветров»

Самой большой иллюзией театра-музея является роспись на потолке зала «Дворец ветров». Глубоко запрокидывая головы, люди видят небо в облаках и две парящие фигуры. На самом же деле, как уверял сам Дали, вместо неба посетители видят землю, а вместо земли находится море, в божественном изгибе чудного залива Розас.

Пристройки..

На фото: Башня Галатея

Здание старого театра, как и замок Пуболь, или как его называют замок Галы-Дали, были для художника домом. Со времени открытия к основному зданию в разное время присоединили часть оборонительной городской средневековой стены, башню Галатея и дом Горгот.

Музей стал большим театрально-художественным комплексом, в котором воплотились в реальность чудные сны Сальвадора Дали. Но по просьбе самого Дали, здание музея остаётся неизменным.

Визитная карточка и запреты..

Необычный красавец-музей стал настоящей визитной карточкой небольшого Фигераса, и главной приманкой для туристов со всего мира.

Как и в любом подобном культурном заведении, здесь есть свои правила. Во-первых, нельзя заходить в музей с едой и животными. Во-вторых, на входе необходимо оставить все личные вещи, ну кроме, естественно, одежды.

В залах ничего нельзя трогать руками, а вот фотографировать можно, но только без использования вспышки. Музей наполнен светом, так что на качестве фотографии отсутствие вспышки не отобразится.

Осторожно, дети..

В заключение, одно небольшое уточнение. Возрастных ограничений на посещение этого уникального дома-музея нет, но родители должны помнить, беря с собой детей, что творчество Сальвадора Дали наполнено некоторыми неоднозначными символами.

В музее есть экспонаты и элементы архитектуры, которые выходят за привычные рамки, что, впрочем, свойственно таким незаурядным творческим личностям как Дали.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/topcafe/udivitelnyi-muzei-salvadora-dali-v-figerase-5cd4e1c4b539b500b33ddbbe

Сальвадор Дали

Завещание дали

11 мая 1904 года в семье состоятельного нотариуса-каталонца Сальвадора Дали-и-Куси появляется на свет сын. Супружеская пара к тому времени уже пережила потерю любимого первенца Сальвадора, который умер в двухлетнем возрасте от воспаления мозга, поэтому было принято решение второму ребенку дать такое же имя. В переводе с испанского оно означает «Спаситель».

Детство и юность

Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.

Сальвадор Дали

В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.

Личная жизнь

1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни – Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.

После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас.

Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения.

Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.

Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.

Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.

Творчество

Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.

Картина Дали «Сумеречный старик»

Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов.

Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше.

Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.

Сальвадор Дали в молодости

Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным.

Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения.

Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.

Картина Дали «Корзинка с хлебом»

Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей.

Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.

«Автопортрет» Дали

Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность.

Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США.

Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.

Лучшие картины

Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.

Картина Дали «Постоянство памяти»

Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.

В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки.

Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной.

Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо – «Сюрреализм – это я!».

Картина Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»

После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.

Картина «Загадка Вильгельма Телля»

За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.

Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».

После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала – Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».

Картина Дали «Сон Венеры»

Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке.

В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком, помогая им с художественным оформлением фильмов.

В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.

Последние годы

В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность.

Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома».

Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.

Картина Дали «Слоны»

С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана.

В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.

Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»

Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.

Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.

Сальвадор Дали с муравьедом

Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи.

В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров».

В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.

Дом-музей Дали «Дворец Ветров»

В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.

Смерть

В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. Он крайне истощен галлюцинациями, а также страдает от избытка психотропных медикаментов, которые ему прописывают врачи. Медики не без основания считали, что Дали страдает шизофренией, которая получила осложнение в виде болезни Паркинсона.

Могила Сальвадора Дали

Постепенно старческое расстройство стало отнимать у Дали способность держать кисть в руке и писать картины.

Смерть любимой жены в 1982 году окончательно скосила художника, и в течение некоторого времени он лежит в больнице с воспалением легких.

Через 7 лет сердце старого гения не выдерживает, и он умирает от недостаточности миокарда 23 февраля 1989 года. Так закончилась история любви художника Дали и его музы Галы.

​Илона Соломонова

Певица, участница проекта “Голос-4”

Источник: https://24smi.org/celebrity/4045-salvador-dali.html

Похороны

Завещание дали

Дали обрядили в простую тунику из бежевого шелка, на которой местные монахини вышили большую корону золотом (напоминание о полученном художником титуле) и букву “Д”. Мигель Доменеч отметил, что одеяние Дали не имело никакой особенной символики, Дали и при жизни носил подобную одежду1.

Сообщения о смерти Дали, конечно же, заняли первые страницы международной прессы. Фигерас был до отказа набит журналистами. Испанские власти принимали соболезнования со всех уголков мира. Похоронную часовенку установили в одном из залов Башни Галатеи, доступ к телу открылся в восемь часов утра 25 января.

Представителей средств массовой информации допустили за два часа до этого. Над изголовьем открытого гроба вывесили розовато-лиловый штандарт с гербом Фигераса, который обычно носили на религиозных процессиях.

Бальзамировщик Нарсис Бардалет был горд своей работой и сообщил репортерам, что он хотел придать лицу художника выражение спящего и что при благоприятных условиях тело может сохраниться на протяжении по меньшей мере двух сотен лет. Дали в гробу, действительно, выглядел хорошо.

Кожа лица гладкая, без единой морщинки, 108 выражение безоблачно-спокойное, и кончики его аккуратно расчесанных усов подняты строго вверх. Руки сложены на животе. Правая рука спрятана, и видны только три пальца левой; ногти же были оставлены грязными.

Артуро Каминада нашел, что хозяин “очень красивый”, но повторял, что тот вряд ли захотел бы быть выставленным на всеобщее обозрение. Каминада пояснял: Дали говорил, что не хочет цветов и фотографов, и, в соответствии с волей покойного, лицо его должно быть закрыто. На следующий день газеты писали, что около пятнадцати тысяч человек пришли попрощаться с самым знаменитым и экстравагантным сыном Фигераса2.

Между тем среди членов управления Фонда назревал конфликт. Заранее договорились, что никого из фотографов не допустят к мертвому телу, до того как оно будет забальзамировано, но поползли слухи, будто Робер Дешарн нарушил это условие и сделал одну эксклюзивную фотографию, которую намеревался продать “Paris-Match”.

Дешарн отказался отвечать на вопрос, так ли это, двусмысленно добавив: “Разве я не могу сфотографировать своего друга на память?”3 В другом интервью он отрицал, что сделал фотографию. В эти ответственные часы назойливость Дешарна многим действовала на нервы. Он вел себя так, словно был единственным, кто имел право принимать решения.

К тому же он был французом, что только накаляло ситуацию. Шовинистическая атмосфера, подогреваемая отрицательной оценкой его деятельности на службе у Дали, заметно сгущалась.

Многие придерживались того мнения, что наследникам Дали следует аннулировать контракт с компанией “Demart” на том основании, что его условия не выполняются; Мигель Доменеч сообщил журналистам, что это вполне реально4.

Импровизированная часовенка была закрыта 26 января в три часа пополудни. Артуро Каминада в последний раз взглянул на Дали и, безудержно рыдая, накрыл его лицо кружевом5. Затем привинтили крышку гроба. В 4.35 похоронная процессия во главе с министром культуры Хорхе Семпруном, каталонским премьером Жорди Пухолем и другими политическими деятелями вышла из Башни Галатеи.

Несмотря на дождь, площадь перед Театром-Музеем была заполнена народом. Суетились журналисты, мелькали телевизионные камеры. За гробом, который несли на плечах четверо служителей Театра-Музея, одетых в униформу по дизайну художника, шла хрупкая Монтсеррат Дали в мехах.

Это был недолгий путь — нужно было всего лишь пересечь площадь до церкви Сант-Пере, в которой художника когда-то крестили.

Никто из Доменечей не был приглашен на похороны, возможно по недосмотру, а может быть, преднамеренно. Но когда они появились возле церкви, их не хотели впускать. Произошла некрасивая сцена, и в конце концов они вошли внутрь.

Немедленно после похорон Фелипе Доменеч, двоюродный брат Дали, опубликовал в “La Vanguardia” письмо, полное горькой обиды; до сих пор кровь вскипает в жилах Доменечей, когда они вспоминают о своем унижении на похоронах в Фигерасе и о своих безнадежных, многолетних попытках встретиться с Дали.

Они безгранично презирают Робера Дешарна и Мигеля Доменеча, которые откровенно игнорируют их6.

Заупокойную мессу на каталанском языке служил Нарсис Костабелья, он же совершил и обряд отпевания. В конце отходной молитвы прозвучало несколько слов на испанском и французском языках. Если кто-то и ожидал сюрреалистических выходок, то он обманулся в ожиданиях.

Это была более чем серьезная ритуальная церемония; в короткой речи священника не содержалось ни малейшего намека на иронию: он говорил о вкладе “нашего брата Сальвадора” в искусство. Антонио Пичот и Жорди Пухоль были единственными, кто во время отпевания не могли сдержать искренних слез.

Однако, скрытые в задних рядах толпы и не видимые телевизионным камерам, некоторые близкие и друзья Дали тоже скорбели об усопшем. Из Марбельи приехала Нанита Калашникофф вместе с французским приятелем Дали — Мьеттом и с Карлосом Лозано, который был шокирован огромным наплывом “серой массы”, не знавшей художника.

Рейнольд и Элеонора Морз, с глубокой печалью провожавшие Дали, чувствовали враждебное отношение со стороны окружения художника. Приехали проститься с Дали Питер и Кэтрин Мур, супруги Альбаретто и Майкл Стаут. Замечено было отсутствие Энрике Сабатера (кто-то повторил слова Стаута, что экс-секретарь слишком труслив, чтобы показываться на людях)7.

Также не появились ни Аманда Лир, ни Пьер Аржийе, который был разъярен отказом Робера Дешарна увидеться с ним за несколько часов до похорон и в сердцах уехал в свой загородный замок под Парижем (там, в ночь св. Иоанна, он поставил изумительную сюрреалистическую феерию о жизни и творчестве Дали).

Более всего в глаза бросалось то, что не было Анны Марии Дали; сославшись на сломанное бедро, она осталась дома. Анна Мария объявила, что закажет мессу в память о своем брате в Кадакесе, на которую будут приглашены только его истинные друзья.

Следуя воле художника, обошлись без цветов, но на видеозаписи похорон видно, что кто-то, уже после захоронения, украдкой положил на надгробную плиту крошечный букетик. Это были ромашки, которые в изобилии росли на земле Порт-Льигата8.

Спустя несколько дней в своем интервью “La Vanguardia” Энрике Сабатер сказал, что он не приехал на похороны Дали вовсе не из трусости, а из уважения к художнику. Ему не нравилась церемония похорон, организованная Фондом.

И, по его мнению, Артуро Каминада был единственным человеком, который отнесся с уважением к последней воле хозяина — лежать в гробу с закрытым лицом. Сабатер намеревался посетить заупокойную мессу Анны Марии Дали в Кадакесе.

“Поскольку, — говорил он, — я считаю, что только такая церемония могла бы понравиться сеньору Дали: лишь родственники и друзья безо всех этих зевак, мечтающих увидеть потом себя по телевизору”9.

Сабатер приехал на мессу в Кадакес, как и обещал. Она состоялась 30 января. Он сказал журналистам, что собирается написать книгу о своей работе у Дали. После этого он исчез на целых шесть лет. Что же касается обещанной книги, то если она и написана, об этом никому и ничего неизвестно10.

Пока Дали был жив, средства массовой информации проявляли гораздо больший интерес к его завещанию, нежели к медицинским сводкам о состоянии его здоровья.

Согласно испанскому законодательству, завещание почившего может быть обнародовано спустя две недели со дня смерти, но два популярных испанских еженедельника — “Cambio 16” и скандальный “Interviu” — каким-то образом получили доступ к этой закрытой информации.

Утренний номер “Cambio 16” в понедельник 30 января вышел с огромным заголовком на первой странице: “ДАЛИ ЛИШАЕТ КАТАЛОНИЮ НАСЛЕДСТВА ” . Подробные детали завещания содержались в одной из статей газеты11.

Жители Барселоны и Фигераса почувствовали себя уязвленными, тогда как мадридцы преисполнились гордости: столице досталась коллекция первоклассных работ Дали (до этого в Мадриде находилось всего четыре работы художника), причем совершенно бесплатно. Каталония же бурлила. Макс Канер, местный министр культуры, назвал центральное правительство “оккупационными силами”, укравшими законную собственность Каталонии, а Жорди Пухоль, каталонский премьер, сказал: “Мы знаем, что нас обманули, но не знаем, кто именно”12.

Каталонцы всегда были хорошими негоциантами, знатоками компромисса. После того как документ был зачитан официально, они организовали специальное расследование — с целью выяснить, что можно предпринять в данной ситуации13. Министр культуры Хорхе Семпрун сделал все возможное для примирения.

Тем не менее достигнутое компромиссное соглашение неизбежно утверждало приоритет Мадрида, который получил львиную долю работ, включая и “Великого Мастурбатора”. Каталонцы так до конца и не поверили, что новое завещание Дали было искренним выражением его воли.

В 1994 году Жорди Пухоль, выступая по телевидению, изменил свою многозначительную фразу: “Нас обманули, и мы знаем, кто именно”. Он намекал на Мигеля Доменеча и центральное правительство во главе с его собственным деверем Леопольдо Кальво Сотело.

В течение семи лет, предшествовавших смерти Дали, говорил Пухоль, Доменеч ни словом не обмолвился о возможном изменении завещания 1980 года, согласно которому наследство делилось поровну между Мадридом и Каталонией14.

Впрочем, Дали не оставил ни толики своего имущества не только Каталонии, но и никому из тех людей, которые были близки к нему, или наиболее преданно служили ему, или кому он особенно симпатизировал. Артуро Каминада не получил ни песеты, несмотря на слухи, будто Дали одарил его15.

За многие годы до того Питер Мур хотел подарить Каминаде маленький автомобиль, сославшись на то, что самый преданный слуга Дали до сих пор ездит на велосипеде из Кадакеса и обратно.

“Зачем ему твоя машина, если я сделаю его богатым?” — возразил на это Дали, добавив, что собирается упомянуть его в своем завещании16.

Артуро не мог поверить, что после сорока лет службы у Дали он даже не был упомянут в документе. Эмилио Пигнау отвез его в Ла Бисбаль, где нотариус Фонсильяс показал ему бумагу. Сомнений не было: ни единого упоминания.

Совершенно убитый, Каминада сказал Пигнау уже в машине: “Сеньор Дали никогда никого не любил”. Чтобы как-то поддержать Артуро, Фонд Галы — Сальвадора Дали нанял его присматривать за опустевшим домом в Порт-Льигате, но это не стало для него утешением.

Он умер через два года после смерти Дали — 14 декабря 1990 года — в возрасте всего пятидесяти семи лет.

В течение этого времени он сохранял достоинство и отказывался давать интервью, а ведь он знал столько тайн о домашней жизни Дали! Каминада похоронен на кладбище Кадакеса, и местные жители утверждают, что он умер из-за душевной травмы17.

Анна Мария, должно быть, также была удручена тем, что в своем завещании Дали не упомянул ее — хотя бы в знак примирения. Многие в Фигерасе считали, что она будет оспаривать последнюю волю брата, однако этого не случилось. После заочной мессы в Кадакесе, заказанной в память о брате, она уединилась в своем доме в Эс Льяне и умерла через год.

До последнего момента она скрывала от доктора Вергары, что у нее рак груди. “Что же вы наделали, Анна Мария?” — сказал ей ошеломленный доктор. “После операции она отказывалась есть, так же как Сальвадор, и не сопротивлялась неизбежному. Они оба умерли от того, что я назвал бы синдромом Дали. Все Дали немного не в себе. Страх запрятан у них глубоко внутри.

И они сдаются, когда другие еще продолжают бороться”18.

Примечания

1. Abe, Madrid, p. I (специальное приложение, посвященное Дали, 24 января 1989 г.).

2. El Pais, Madrid, 25 January 1989, p. 31; Diario 16, Madrid, 25 January 1989, p. 27; La Vanguardia, Barcelona, 25 January 1989, p. 39.

3. El Pais, Madrid, 25 January 1989, p. 31; Abc, Madrid, 25 January 1989, p. 53.

4. Ibid.; Мариус Кароль: “Все говорит о том, что Дешарн будет лишен юридических прав на работы Дали” (La Vanguardia, Barcelona, 25 January 1989, p. 38).

5. клип этого трогательного момента включен в программу Испанского Телевидения “Загадка Дали” (см.: “Библиография”, разд. 7).

6. Письмо от Фелипе Доменеча (La Vanguardia, Barcelona, 29 January 1989, p. 7); телефонный разговор с Фелипе Доменечем Бьоской (сыном последнего) в Барселоне 30 сентября 1996 г.

7. Мариус Кароль: “Групповой портрет без Сабатера” (La Vanguardia, Barcelona, 26 January 1989, p. 43).

8. Из телефонного разговора с Нанитой Калашникофф 29 августа 1995 г.

9. Мариус Кароль: “Экс-секретарь Энрике Сабатер утверждает, что присутствовал на службе в память о Дали в Кадакесе” (La Vanguardia, Barcelona, 28 January 1989, p. 40).

10. La Vanguardia, Barcelona, 31 January 1989, p. 50.

11. Хесус Конте: “Дали назначает единственным наследником Испанское государство” (Cambio 16, Madrid, No. 287, 6 February 1989, pp. 3-16).

12. El Pais, Madrid, 4 February 1989, p. 32.

13. Tribuna, Madrid, 16 March 1992.

14. Жорди Пухоль в программе Испанского Телевидения “Загадка Дали”. Доменеч заявил, что в двух ни к чему не обязывающих письмах каталонским властям в 1986 г. Дали формально завещал свое имущество Испании и Каталонии в соответствии со своими публичными заявлениями (Fornes, Les contradiccions del cas Dali, p. 217).

15. “Завещание в отношении домоуправляющего” (La Vanguardia, Barcelona, 27 January 1989, p. 43).

16. Из телефонного разговора с П. Муром 25 ноября 1993 г.

17. Там же; La Vanguardia, Barcelona, 27 January 1989, p. 43; дата смерти Каминады сообщена мне Муниципальным советом Кадакеса.

18. Из разговора с Мануэлем Вергарой в Кадакесе 6 августа 1996 г.

Предыдущая страницаК оглавлениюСледующая страница

Источник: http://www.mir-dali.ru/library/bezumnaya-zhizn-salvadora-dali151.html

15+ безумных фактов о Сальвадоре Дали, который стал одним из самых узнаваемых художников в истории

Завещание дали

Как известно, Сальвадор Дали был не только художником, скульптором и писателем, но и дизайнером. Общеизвестно, например, что он был автором логотипа популярного леденца на палочке.

Но мало кто знает, что в 1969 году живописец придумал символ для «Евровидения», проходившего в его родной Испании.

Однако Дали был не только талантливым, но и весьма эксцентричным человеком, чьи поступки не раз эпатировали публику.

Сам художник говорил, что отличается от сумасшедшего только тем, что осознает свое сумасшествие. В честь 116-летия со дня рождения великого испанца AdMe.ru публикует несколько фактов из его насыщенной биографии.

  • Дали родился спустя 9 месяцев после смерти своего старшего брата, который прожил немногим менее 2 лет, и свое имя — Сальвадор — «унаследовал» от него. Когда будущему гению сюрреализма было 5 лет, родители привели его к могиле брата и сказали, что он — реинкарнация первого их сына. Уже повзрослев, художник говорил, что считает умершего брата своим лучшим воплощением.
  • Одну из своих первых художественных работ Дали создал в 1910 году — тогда ему было 6 лет. На небольшой открытке масляными красками он нарисовал вид родных мест. Сегодня эта работа под названием «Пейзаж близ Фигераса», которую считают ранним образцом импрессионистского периода творчества художника, хранится в одной из частных коллекций в Нью-Йорке.
  • Однажды Йоко Оно попросила Дали прислать ей кусочек его усов. Тот согласился, но запросил за него $ 10 тыс. Супруга Джона Леннона приняла условие, и художник отправил ей посылку, однако вместо частички усов положил в нее немного сухой травы. На столь необычный поступок его толкнул необычный страх: Дали боялся, что получательница отправления будет использовать усы для совершения колдовских обрядов.
  • Усы, ставшие визитной карточкой художника, возможно, не были его собственным «изобретением». Есть мнение, что он «позаимствовал» их у знаменитого испанского живописца XVII века Диего Веласкеса, которого почитал как одного из величайших творцов в истории. Кстати, Дали считал свои уникальные закрученные вверх усы самой значительной частью своей личности.

© Library of Congress's Prints and Photographs division / wikipedia

  • Дали был не только великим художником, но и великим «жаждущим денег». В 1939 году основоположник сюрреализма Андре Бретон придумал ему прозвище — анаграмму из имени и фамилии испанца: Avida Dollars, что не совсем точно, но вполне узнаваемо переводится с латыни как «жадный до долларов». Кстати, во многом благодаря Бретону в том же 1939 году Дали был изгнан из сообщества сюрреалистов, поскольку, по их мнению, деньги его стали интересовать в большей степени, нежели само искусство.
  • Помимо автобиографии Сальвадор Дали написал несколько книг, в числе которых была и кулинарная, вышедшая в 1973 году. Она называлась Les Dinners de Gala («Ужины Галы») и содержала 136 рецептов разнообразных блюд, проиллюстрированных рисунками самого испанца и фотографиями готовых кушаний. Страсть к кулинарии была у живописца с детства — в возрасте 6 лет он мечтал стать профессиональным поваром.
  • Многие картины Дали кажутся плодом работы безумного воображения или чем-то затуманенного сознания. Однако художник никогда не прибегал ни к каким стимуляторам, а использовал собственные методы поиска идей для картин. Так, например, он иногда усаживался в кресло, ставил на пол металлическую тарелку, а в руку брал ложку. Когда сон настигал мастера, ложка падала, ударялась о посуду и грохот будил Дали, который переносил привидевшийся сон на полотно.

© LASCH / PRESSENS BILD / SIPA / EAST NEWS

  • Помимо прочего, Сальвадор Дали был одним из величайших шоуменов XX века, который умел привлекать внимание одним своим появлением. В 1936 году в Лондоне проходила международная выставка сюрреалистов, куда творец приехал в полном водолазном костюме, держа в одной руке бильярдный кий, а в другой — двух собак на поводках. Эта выходка едва не стоила ему жизни, поскольку подводное облачение было герметичным и практически не пропускало воздух.
  • В 1955 году Дали отправился из Испании в Париж на своем белом «роллс-ройсе», чтобы прочитать лекцию в знаменитой Сорбонне. Вроде бы ничего необычного, но Дали не был бы самим собой, если бы не превратил эту поездку в настоящий перформанс. Художник загрузил в автомобиль 500 кг цветной капусты, а на вопрос, зачем он это сделал, ответил, что «все на свете заканчивается цветной капустой».
  • Чтобы привлечь внимание к книге французского фотографа Роберта Дешарне «Мир Сальвадора Дали», художник обрядился в золотого цвета халат и улегся в кровать прямо посреди одного из книжных магазинов Нью-Йорка. Во время раздачи автографов он был подключен к аппарату, делавшему энцефалограмму под присмотром врача, медсестры и Галы. Каждый купивший экземпляр книги получал в подарок не только подпись гения, но и распечатку его мозговых волн.

© ASSOCIATED PRESS / East News

  • Во второй половине жизни Дали, чье состояние исчислялось миллионами долларов, стал настоящим скрягой. Он очень любил приглашать большие компании в ресторан, но не любил платить по счетам, поэтому придумал гениальный ход: после завершения трапезы живописец выписывал чек на всю сумму, а затем рисовал что-нибудь на его обороте, полагая (и, надо заметить, небезосновательно), что никто в здравом уме не будет обналичивать платежный документ с его рисунком.
  • Кроме того, не любил Дали платить и своим секретарям, и поэтому вместо зарплаты заключал с ними сделки, согласно которым они получали процент от продажи картин маэстро. Поскольку ценность работ испанца была значительной, некоторые его помощники стали настоящими миллионерами.
  • В 1965 году художник придумал гениальный ход, который позволил ему получать деньги буквально из воздуха. Он стал продавать чистую литографическую бумагу со своей подписью по $ 10 за лист. Считается, что за свою жизнь Дали подписал около 50 тыс. таких листов, из-за чего некоторые искусствоведы ставят под сомнение подлинность какой-то части его поздних работ.

© Library of Congress's Prints and Photographs division / wikipedia

  • Одной из множества необычных страстей Дали были экзотические животные. Однако, вопреки распространенному мнению, он вовсе не держал их у себя дома. Так, оцелот по кличке Бабу, с которым художник запечатлен на знаменитом фото, хоть и был куплен им у попрошайки в Нью-Йорке, на самом деле принадлежал, скорее всего, секретарю Джону Питеру Муру, в комнату к которому эксцентричный испанец его и подбросил. Дали лишь периодически его одалживал, как, к примеру, и муравьеда, с которым он запечатлен на выходе из подземного перехода.
  • Задолго до того, как это стало обычным делом, Дали снимался в рекламе различных товаров. Так, в 1968 году он стал главным героем рекламного ролика шоколада Lanvin, а позже принимал участие в кампаниях автомобильной марки Ford или жевательной резинки Wrigley’s.
  • Художник создал иллюстрации к книге Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес». В сцене с Безумным чаепитием он нарисовал свои знаменитые «мягкие часы», (изображенные на самой известной картине мастера «Постоянство памяти»). Кстати сказать, размер полотна, прославившего Дали, вовсе не велик — всего 24 × 33 см.

© Generalitat de Catalunya / wikipedia

  • В автобиографии «Дневник одного гения» Дали составил таблицу художников, в которой он оценил творчество нескольких живописцев, включая, конечно же, и себя, по разным параметрам. В графе «Гениальность» максимально возможный балл — 20 — он поставил Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Рафаэлю, Веласкесу и Яну Вермееру. Эдуарду Мане и Питу Мондриану досталось по 0 баллов, а вот собственный гений Дали оценил в 19 баллов.
  • Всю свою жизнь Дали сознательно выставлял себя сумасшедшим, хотя, конечно, таковым не был. Однако в последние годы он страдал от болезни Паркинсона, да и столь вожделенное безумие его наконец почти настигло. В начале января 1989 года у него случился сердечный приступ, от которого он так и не оправился. Художник скончался 23 января, а единственной разборчивой фразой, произнесенной им за время болезни, были слова: «Мой друг — Лорка».
  • Согласно завещанию, Дали был похоронен под полом сцены своего театра-музея в Фигерасе, расположенного всего в полукилометре от дома, где он родился. Великий испанец не оставил прямых наследников, а его супруга Гала скончалась за 7 лет до смерти самого художника. Все свои работы он завещал своей родной Испании.

Как по-вашему, если бы не эксцентричное поведение Сальвадора Дали, смог бы он стать одним из самых узнаваемых живописцев XX века?

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/15-bezumnyh-faktov-o-salvadore-dali-kotorye-dokazyvayut-chto-genij-i-strannost-chasto-hodyat-ryadom-2351465/

Шок — это по-нашему: жизнь и смерть Сальвадора Дали

Завещание дали

11 мая в испанском городке Фигерас на свет появился Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали, — тот самый великий и ужасный Дали, один из первых, кто превратил эпатаж в важную часть своего стиля.

Художник очень любил свою маму. Она умерла, когда Дали было 17. Он очень горевал, но спустя годы на выставке в Париже представил картину, на которой почему-то было написано «Иногда я плюю на портрет своей матери».

Дали всю жизнь боялся кузнечиков. В детстве сверстники постоянно издевались над ним, подкидывая мертвых кузнечиков в школьные тетради, в портфель, в одежду. Тогда Сальвадор начал делать вид, что боится белых комочков бумаги. Дети тут же стали закидывать его этими комками, а про кузнечиков забыли.

Несмотря на барские замашки и миллионное состояние, Дали был скуповат. Любил кутить в ресторанах, угощая толпу друзей и знакомых, но платить по счету ему было неприятно.

Поэтому — чтобы не тратить свои кровные — хитрый художник просто расписывался на чеке, добавляя пару слов.

Получался арт-объект, который владельцы заведения принимали с восторгом, понимая, что за эту бумажку они выручат куда больше, чем за съеденное и выпитое компанией Дали.

Художник старался не упускать ни одной возможности заработать. Если в ресторане к нему подходили фанаты и спрашивали разрешения присесть рядом, Дали обязательно сообщал, что это стоит денег: “С вас пять тысяч долларов или пошли вон”. Частенько это срабатывало.

Лучше всего его выходки прокатывали в Штатах.

В первый свой приезд Дали явился на собственную выставку с двухметровым багетом под мышкой, а многочисленные вечеринки устраивал так, что о них наутро с возмущением писали в газетах.

На одной из них он заставил гостей нарядиться покойниками, а потом устроил хоровод вокруг туши быка, “фаршированной” виниловыми пластинками. В другой раз Дали вышел в свет в шляпе, украшенной тухлой селедкой.

Дали не любил делать заказную работу и предпочитал, что называется, мухлевать. Однажды журнал “Искусство” предложил ему написать колонку о Пабло Пикассо.

Как поступил Дали? Он взял чужую статью, кое-что подправил, заменил имена и отправил в редакцию.

Текст был встречен с восторгом, а издатель журнала позже сообщил художнику, что “его” сочинение — идеальное и глубочайшее исследование творчества Пикассо.

Этот приемчик Дали повторил еще раз, когда ему заказали предисловие к роману писателя-сюрреалиста Рене Кревеля. Не желая напрягаться, художник купил в лавке книгу Бальзака, в которой был вступительный текст, переписал его полностью, поменяв везде “Бальзак” на “Кревель”, и оля-ля, — работа была выполнена.

У Дали было домашнее животное — муравьед. В историю этот муравьед вошел благодаря знаменитому фото, на котором художник выходит из метро, держа на поводке своего любимца.

Художник любил шокировать гостей у себя дома, озадачивая их неожиданными просьбами. Когда известный арт-критик Брайан Сьюэлл впервые явился в гости к Дали, тот попросил его раздеться, лечь в саду под одной из статуй в позе эмбриона и заняться онанизмом.

На презентации книги “Дали глазами Галы” в зале книжного магазина был установлен аппарат для снятия кардиограммы. Подписывая свой труд, художник одновременно проходил обследование, после чего порвал готовую ленту с кардиограммой на мелкие кусочки и раздал фанам.

Придя на встречу с издателем к нему в офис, Дали, дождавшись момента, когда собеседник вышел в соседний кабинет, помочился в подставку для зонтов. В результате несколько дней подряд работники издательства мучились от нестерпимой вони, пока уборщики, наконец, не поняли, откуда смердит.

Как-то раз Дали пригласил к себе известного советского композитора, автора «Танца с саблями» Арама Хачатуряна. Композитор явился в особняк Дали вовремя, дворецкий провел его в роскошный зал и попросил подождать.

Спустя час в зале зазвучала музыка того самого «Танца с саблями», двери с одной стороны распахнулись, и оттуда выскочил совершенно голый хозяин дома — верхом на швабре и с саблей в руке. Он проскакал мимо онемевшего от такого зрелища Хачатуряна и скрылся в других дверях.

После чего композитору сообщили, что встреча закончена.

В версии, изложенной Сергеем Довлатовым в «Записных книжках», бедный Хачатурян прождал Дали три часа. За это время он выпил много вина, которое находилось в зале, захотел в туалет, но двери были заперты, а на стук никто не отвечал. Промаявшись, сгорая от стыда, именитый композитор начал опорожнять мочевой пузырь в одну из ваз, и тут в зал выскочил Дали — с саблей, и на настоящем коне.

Муза и любовь всей жизни художника, Гала, крутила мужем как хотела. Будучи старше Дали на десять лет, она до конца жизни отличалась сексуальной неуемностью. В итоге заставила купить себе замок, поселилась там отдельно от Дали, вовсю развлекалась с молодыми парнями, а супруга принимала, предварительно дав разрешение ему на визит.

В июне 1982 года Гала скончалась. В ее завещании было указано — похоронить в каталонском замке Дали. Чтобы вывезти тело любимой из больницы без лишнего шума, художник заставил медперсонал одеть жену, отнести в машину и посадить на заднее сиденье.

Рядом расположилась медсестра — чтобы тело не заваливалось, Дали сел за руль и отправился домой. Там Галу забальзамировали, нарядили в ее любимое платье от Dior и погребли в склепе. А безутешный вдовец ежедневно ходил к могиле и часами плакал.

Последние годы Дали жил в здании собственного театра-музея, где и завещал себя похоронить. После смерти тело художника было забальзамировано и замуровано в пол одной из комнат этого самого музея. Там оно до сих пор и находится.

11 мая 2016·Кузьмичев Игорь

Источник: https://www.Elle.ru/celebrities/novosty/shok-eto-po-nashemu-jizn-i-smert-salvadora-dali/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.